Уже на закате своего могущества мавританские правители создали величайший памятник арабскому строительному искусству в Андалусии – дворец-крепость Альгамбра. По всему Пиренейскому полуострову рыцари-идальго, соревнуясь в доблести и воинском мастерстве, громили мавров, отвоевывая некогда захваченные территории, а здесь, за стенами одного из последних оплотов ислама, лучшие архитекторы и умелые ремесленники ваяли сказки «Тысяча и одной ночи».
В образе Альгамбры они воплотили свои представления о рае на земле. За безликим фасадом от посторонних взоров прятались изысканные внутренние дворики и богато декорированные покои, в которых приятно проводили время с многочисленными наложницами исламские владыки.
Уникальность Альгамбры в том, что архитектурный ансамбль построен из обычных и недолговечных материалов. Но как построен… В XIV в. арабские мастера из алебастра и простой глины умудрялись творить чудеса, при этом тонко чувствуя гармонию и пропорции, играя со светом и пространством.
«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри», – писал об Альгамбре в 1829 г. американский писатель Вашингтон Ирвинг. Этот контраст между внешним аскетичным обликом и внутренним убранством Альгамбры и поныне приводит в изумление.
Ирвинг жил во дворце несколько месяцев и написал здесь свою знаменитую книгу «Альгамбра», она вызвала большой отклик в мире и подтолкнула испанские власти к началу реставрации пришедшего в упадок комплекса.
Альгамбра поражает не масштабом: в мире есть и гораздо более монументальные произведения исламского зодчества. Ее изюминка – в деталях. Задержитесь во Львином дворике и рассмотрите ажурные узоры арок, в орнамент которых вплетена вязь арабских букв. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», – эти слова повторяются несчетное число раз. Можно только догадываться, сколько времени заняла кропотливая работа 700 лет назад без «средств механизации» труда.
Каждый уголок Альгамбры заслуживает отдельного рассказа. Если вы читаете по-английски, то обязательно посмотрите обстоятельный сайт для туристов. Там есть информация и на русском языке, но, к сожалению, в очень сокращенном виде.
Приезжая в Альгамбру без гида, купите на месте русскоязычный путеводитель: он вам поможет сориентироваться на местности и подробнее расскажет об истории этого, богатого на события, места.
С северной стороны Альгамбры тропинка ведет к Хенералифе – «загородной» резиденции султанов. Там, в окружении прохладных садов и журчащих фонтанов, они укрывались от дворцовых интриг и летнего зноя, наслаждаясь покоем высоко над городом, поближе к небесам.
Здешние красоты могут показаться вам очень знакомыми по фильмам: в свое время мода на арабский восток в Европе побудила многих толстосумов оформить свои виллы в стиле Хенералифе.
Альгамбра – один из самых посещаемых исторических памятников Испании, объявленный ЮНЕСКО Всемирным Наследием. Альгамбра находится в городе Гранада, в 130 км от Малаги.
Ежедневно, с 8:30 до вечера
Вход – 12 €
http://www.alhambra-patronato.es
На каждый день существует определенная квота посетителей, а очередь в кассу редко бывает маленькой. Может получиться так, что на сегодня вам билетов и не достанется. Как вариант – попробуйте купить билет не в кассах, а в специальных автоматах, расположенных неподалеку (требуется кредитная карта).
А еще лучше – забронируйте билет заранее, через интернет. Это можно сделать здесь, выбрав желаемые день и время визита. Еще недавно о таком сервисе оставалось только мечтать.
Прямо напротив Альгамбры расположен Альбайсин – старый квартал Гранады, в котором селились мавры, бежавшие с завоеванных христианами территорий. Будет время – прогуляйтесь по его извилистым улочкам. Альбайсин, так же, как и Альгамбра с Хенералифе, является историческим памятником всемирного значения и находится под защитой ЮНЕСКО.
На соседнем холме Сакромонте, в пещерах, когда-то компактно проживали цыгане. Путешественники, приезжавшие в Гранаду, в обязательном порядке отправлялись туда поглазеть на темпераментное фламенко в их исполнении. Так что «Поехали к цыганам!» – это не только в крови у русских. В одних пещерах до сих пор кто-то живет, в других устроены бары, где танцуют фламенко и сегодня. Туристам очень нравится.
Еще в Гранаде рекомендуются к посещению Кафедральный собор и Королевская капелла , известная коллекцией испанской и итальянской живописи: Эль Греко, Боттичелли, Рибера и др. В капелле похоронены Католические короли – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, под командованием которых была завершена реконкиста.
Нужно признать, что расцвет Гранады пришелся на эпоху правления восточных эмиров. Это была блистательная столица Гранадского Эмирата, включавшего в себя современные провинции Малагу, Гранаду и Альмерию, центр культуры и искусств. Вслед за реконкистой, город начал сдавать свои позиции, а в XIX в. и вовсе пришел в упадок.
В 1492 г. Боабдиль, последний мавританский эмир, после долгой и изнурительной осады вручил Католическим королям ключи от Гранады. Так пал последний исламский анклав на территории Испании, и вместе с ним закончился белее чем семивековой период арабского присутствия на Пиренейском полуострове.
По преданию, когда Боабдиль покидал Альгамбру, его мать сказала: «Плачь, как дитя, над тем, что не смог защитить, как мужчина». Боабдиль скрылся в окрестных горах, и больше его не видели.
По договору, заключённому при капитуляции, испанцы проводили арабских обитателей Гранады до побережья, откуда они отбыли на историческую родину – в Северную Африку.
Этот договор гарантировал лояльное отношение к пожелавшим остаться в городе побежденным, однако вскоре начались всяческие притеснения мусульман.
В 1499 г. на центральной площади по указанию архиепископа были сожжены около десяти тысяч трактатов по исламской теологии, великолепные манускрипты, шедевры каллиграфического искусства. Параллельно этому, как водится, прошел погром нехристианского населения. В Испании наступили мрачные годы инквизиции…
Мудехары – мусульмане, оставшиеся жить на отвоеванных христианами землях. Они создали необычный художественный стиль, сочетавший элементы арабского и европейского искусства.
Мудехарам сначала разрешили сохранить свои владения, законы и обычаи, исповедовать ислам. Однако вскоре их насильственно стали обращать в христианство. С этого времени они известны как мориски.
Мориски жестоко преследовались инквизицией. Значительная часть их была выселена во внутренние области страны на бесплодные пустующие земли, а затем и вовсе изгнана из Испании в Марокко, Алжир и Тунис, что пагубно отразилось на экономическом положении южных испанских провинций.
Гранаду от Малаги отделяют примерно два часа в пути на автомобиле. Около Альгамбры имеется многоместная парковка. Поездка на автобусе займет столько же времени. Междугородные автобусы из Малаги (а также из Марбейи) прибывают на автовокзал, откуда до Альгамбры курсируют уже местные автобусы.
http://www.turgranada.es